Главная

Новости

История

MP3

Дискография

Программы

Фотогалерея

Ноты

Статьи

Партнеры

Контакты


English French German Italian Portuguese Russian Spanish


         

ИСТОРИЯ

Вокальный ансамбль МЕЛОСЪ первоначально сложился как клиросный хор храма вмч. Димитрия Солунского (г. Москва). Осенью 2006 года сформировался современный состав ансамбля, и с этого времени начинается наша активная творческая работа. Изучая и анализируя разнообразный музыкальный материал, мы создаём собственный вокально-исполнительский стиль, основанный на принципах тонкого ансамблевого взаимодействия. История

История коллектива под названием МЕЛОСЪ началась в 2004 году, когда клиросным хором храма в честь великомученика Димитрия Солунского (на Благуше) был записан компакт-диск "Паломничество". В состав альбома вошли богослужебные песнопения различных стилей: фрагменты литургии знаменного роспева, болгарская литургия и произведения талантливого современного автора - Максима Котогарова. Все эти песнопения звучали и продолжают звучать на богослужениях; большую молитвенную поддержку нам оказывают прихожане и священство храма во главе с настоятелем о. Петром (Липатовым).

Со временем состав хора изменился, и в сентябре 2006 года окончательно сложилась группа единомышленников, объединённых любовью к старинной музыке. С этого времени мы систематически репетируем и проводим концерты, получая от работы большую радость и удовлетворение. Слово "мелос", давшее название нашему ансамблю (от греческого melos - мелодия) обозначает мелодическую сущность музыкального явления. Для нас оно символизирует стремление проникнуть в глубину исполняемой музыки, постичь её сущность. Это наша главная задача.

Стиль пения, выработанный нами, стремится быть в теснейшей связи со стилем, в котором написаны те или иные песнопения; музыка раскрывает для исполнителя собственную внутреннюю гармонию. Творения великих авторов самодостаточны и не требуют дополнительных, порой грубых исполнительских эффектов. Перефразируя слова И. С. Баха, можно сказать, что главное, чего не хватает для хорошего пения - это "спеть нужные ноты в нужное время". В наше время отсутствие исполнительских традиций препятствует пониманию старинной музыки; посредственные музыканты часто до неузнаваемости уродуют гениальные сочинения всякими невпопад форте, пиано, крещендо, вибрато и прочими шаблонными проявлениями классического образования.

Существенным препятствием к пониманию старинной музыки является отсутствии исполнительских традиций. В наше время посредственные музыканты часто до неузнаваемости уродуют гениальную музыку всякими невпопад форте, пиано, крещендо, вибрато и прочими шаблонными проявлениями классического образования.

В своей работе мы не только не опираемся, но сознательно отбрасываем опыт и дух подхода к музыке, культивируемый на протяжении последних столетий. Мы чужды театральности, не хотим смешивать пение и игру - это две разные вещи. Для нас пение прежде всего процесс созерцательный, направленный внутрь человека, вглубь его души. Поэтому мы далеки от желания подражать каким-либо современным исполнителям, и самостоятельно подходим к исполнению различных певческих жанров.

Важным моментом в работе является вокальная подготовка: исполнительские и ансамблевые задачи формируют комплекс требований, которым должны отвечать музыкально-певческие кондиции исполнителя. Главными ориентирами для нас служат: свобода и лёгкость звука, достигаемая исключением излишнего мышечного давления на голосовой аппарат; ровность голоса, обеспечиваемая правильной работой дыхания и позволяющая выстраивать чистые интервалы между голосами, а также, в случае необходимости, пропевать на одном дыхании длинные фразы; позиционная выверенность, позволяющая одинаково легко петь почти на всём диапазоне голоса (диапазон исполнителей - от 3 до 3,5 октав).

Существенным для развития вокальных возможностей певца мы считаем пластичность пропевания музыкальной фразы, линеарность мышления исполнителя. Именно мелодическая эстетика ставит перед музыкантом правильные вокальные задачи, решая которые исполнитель совершенствует свой голос. Также очень важным для нас является вопрос дикции: мы считаем правильным формирование звука от слова, а не наоборот. В противном случае невозможно добиться яркой и при этом естественной артикуляции, певец будет вынужден постоянно сталкиваться с позиционными трудностями при смене гласных.

История Основу репертуара ансамбля составляют древнерусская, грузинская, и старинная европейская музыка. Есть в нашем репертуаре византийские и болгарские песнопения; а также произведения современных отечественных и зарубежных композиторов. Несмотря на различные стили и характер музыки манера исполнения остаётся неизменной: тембральная чистота и лёгкость звука сочетаются с ансамблевой слаженностью и точностью интонирования.

И ещё о репертуаре: руководитель ансамбля Григорий Жежель уже в течение 12 лет занимается изучением и расшифровкой древнерусских певческих рукописей, что даёт нам возможность почувствовать стилистику древнерусских песнопений изнутри, чётко понимать их мелодическую структуру. Григорий сам пишет вокальную и инструментальную музыку; делает обработки знаменного и путевого роспева в раннепартесном стиле, с которыми можно ознакомиться в нотном разделе нашего сайта.


Проникнуть в сущность исполняемой музыки и стать её сотворцом — вот наша цель! Чего желаем и всем хорошим музыкантам.