Главная

Новости

История

MP3

Дискография

Программы

Фотогалерея

Ноты

Статьи

Партнеры

Контакты


English French German Italian Portuguese Russian Spanish


         


Древнерусское певческое искусство

I.

Древнерусское искусство в период с XI по XVII столетие существовало и развивалось в основном как проявление церковного сознания и религиозного устремления Руси. Подавляющее большинство памятников культуры того времени имели прямое отношение к богослужению. В архитектуре это прежде всего храмы и монастыри, в изобразительном искусстве - иконы, фрески и миниатюры, в литературе - немалое количество богослужебных текстов, а в музыке - богослужебное пение.

Древнерусскую культуру созидали профессионалы своего дела, об этом свидетельствует, например, творчество иконописцев. Они создали с веками высочайший, и при этом в целом ровный уровень художественного мастерства. Это сильно контрастирует с изобразительным искусством западной Европы, где исполнительский уровень часто был пёстрым: гениальность и отточеность соседствует с примитивом и дилетантизмом. Подобная разница зависела прежде всего от разницы поставленных задач: если в Европе главным было поразить и удивить, то на Руси - очистить и возвысить. Поэтому, основным принципом развития искусства у нас был принцип накопительный, когда от предыдущего опыта брали всё самое лучшее, стремясь не добавить от себя чего-либо субъективного и неправильного.

Древнерусское певческое искусство - это основное, практически единственное проявление музыкальной культуры на Руси в период от принятия Христианства до конца XVII века. Певческое искусство этого периода - богослужебное пение (за крайне редким исключением). Естественно, существовала и внецерковная, в том числе языческая культура, включавшая в себя игру на музыкальных инструментах. Но, явления этого рода были настолько малы по отношению к церковно-певческой культуре, что не оставили после себя почти никаких следов. Также стоит отметить факт сильного преувеличения роли языческого элемента для древнерусского искусства в работах учёных советского времени по вполне понятным идеологическим причинам.

После крещения Руси не могла не появиться проблема правильного совершения богослужения, в частности, и в вопросе пения: первое время почти весь клир состоял из греков, которые были направлены к нам для помощи в устроении церковной жизни. Естественно, что и пение с собой они принесли византийское. Но очень скоро параллельно с византийским пением (которое с некоторыми изменениями просуществовало на Руси до нач. XIV века под названием "кондакарного") появилось пение русское: это был знаменный, или, как ещё его называли, столповой роспев. Роспев - это певческо-мелодическая система, характеризуемая особенной, чётко организованной структурой построения мелодического материала, основой которого являются попевки.

Знаменный роспев (не "распев", как часто сейчас путают!) - явление без преувеличения уникальное для всей мировой культуры: появившись примерно в конце XI века, знаменный роспев просуществовал на Руси как основной тип богослужебного пения до 2-й четверти XVIII века. Бытование знаменного р-ва в глубинке отмечается вплоть до нач. XIX века; известно, что в некоторых монастырях, напр. Валаамском, даже в начале XX столетия знаменный р-в сохранялся в певческом обиходе как один из основных, а у старообрядцев и до нашего времени. При этом в период с XII по нач. XVIII века знаменный р-в был основным стилем богослужебного пения. 600 с лишним лет - это колоссальный срок для культурного явления, которому просто нет равных как по устойчивости стиля (знаменный роспев претерпел за это время относительно небольшие изменения), так и по продолжительности существования! Все эти факты свидетельствуют о том, что знаменный р-в идеально подходил для богослужения прежде всего как пение молитвенное; пение, веками отточенное во всех своих деталях; пение, где каждый звук был доведён до совершенства. Определяющим для этого было церковное, богослужебное сознание русских православных людей.

Мелодия знаменного р-ва строга и величественна, и вместе с тем полностью лишена чувственных эмоций, пусть то даже будут чувства, которые можно охарактеризовать как "высокие переживания" и тому подобное. Знаменный роспев трезвит, именно трезвит ум человека, а душу возвышает и очищает. Приводя чувства молящегося в полный покой, знаменное пение способно погрузить человека в состояние созерцания и умной молитвы.

Но, вместе с ценностью богослужебной, нельзя не отметить и высочайшие художественно-эстетические достоинства знаменного роспева. Несмотря на кажущуюся простоту (одноголосие формально проще многоголосия) это сложнейшее и тончайшее музыкальное явление: мелодическая красота и удивительная композиционная цельность пронизывает всю структуру роспева, от отдельно взятого произведения до всего корпуса песнопений.

II.

История древнерусского богослужебного пения может быть условно поделена на три основных периода:

    - ранне-истиноречный (кон. XIв. - кон. XIVв.)
    - раздельноречный или хомония (кон. XIVв. - 40-е годы XVIIв.)
    - ново-истиноречный (от 40-х годов XVIIв.)

Ранне-истиноречный период характеризуется соответствием поемого и читаемого текста; полугласные полноценно пропеваются.

Раздельноречный период или хомония - период, когда полугласные в читаемых текстах исчезают, а в певческих заменяются на полнозвучные гласные. На этот период приходится расцвет древнерусской культуры, и в частности, богослужебного пения.

Ново-истиноречный период пришёл на смену хомонии, во многом, из-за усилившихся несоответствий богослужебных текстов и текстов певческих, где к концу XVI века отмечается излишество вставных согласных и слогов (напр. "а-на-не-на-не; ха-хо-хе" и т.п.) внутри слоговых распевов. В результате таких вставок богослужебные тексты теряли свой смысл, и это в итоге привело к появлению ново-истиноречной редакции, где текст поемый совпадал с читаемым.

Что касается старообрядцев, то часть из них взяла за основу раздельноречную редакцию начала первой пол. XVII века (в основном "беспоповцы"); другие же использовали ново-истиноречную. Однако, несмотря на попытки сохранить чистоту знаменного роспева, старообрядцы всё же в большей или меньшей степени изменили как его мелодику, так и структуру.

До нашего времени дошли тысячи томов певческих книг, это даёт нам возможность иметь достаточно полную картину о древнерусском певческом искусстве и широко изучать его. Но, несмотря на обилие исторического материала, современных научных знаний едва ли хватит на аргументированную расшифровку последнего, ново-истиноречного периода, да и то, лишь при наличии в рукописях так. наз. звуковысотных помет, дающих возможность более или менее точно определять высоту знамён.

III.

Примерно в конце XV века формируется строчной стиль пения - путевое и демественное многоголосие. Его становление происходит довольно быстрыми темпами, и к концу XVI столетия строчное многоголосие достигает своего расцвета. Во многом такому успешному развитию способствовало распространение строчного стиля в культурно-певческих центрах Руси: Новгороде и Москве, а так же в крупных монастырях - Соловецком, Антониево-Сийском, Кириллово-Белоозерском, Иосифо-Волоцком и многих других. Стоит отметить развитие троестрочия в Новгороде: в книге Чиновник XVI века (чиновник - это специальная книга, где указывался чин совершения богослужения) подробно описывается традиция пения различных праздничных служб, где ведущее место занимает как раз строчное пение.

Уровень профессиональной подготовки певчих того времени был невероятно высок, особенно это касалось певчих государевых и митрополичьих. Показательно, что в Москве только для репетиций(!) государева хора были построены отдельные каменные палаты, там же располагалась и библиотека богослужебно-певческих книг. Стоит отметить и достаточно высокий уровень оплаты певчих, причём регулярное содержание могли получать уже мальчики, отобранные для обучения пению с 7-10 летнего возраста, и это учитывая, что их основная работа на клиросе начиналась только с 18-20 лет! Дальше в течение всей своей жизни певчие тщательно поддерживали и развивали свой профессиональный уровень, что позволяло им успешно трудиться на клиросе продолжительное время, порой до весьма преклонных лет. В случае же безвременной смерти певчего-кормильца семье выплачивалась пенсия.

Строчное многоголосие имеет уникальные музыкально-стилистические особенности, которые долгое время не позволяли целому ряду учёных-медиевистов вообще поверить в существование такой музыки. И только обнаруженные и изученные в XX веке рукописи-партитуры конца XVII века, где песнопения записаны не крюками, а нотами, дали неопровержимое доказательство существования строчного пения.

Троестрочная полифония поистине уникальна: она не имеет ничего общего с привычной нам гармонической музыкой, законы которой сформировались в Западной Европе. В строчном пении каждый голос является мелодически индивидуальным, и сочетание голосов даёт особые гармонии, построенные на сочетаниях кварт и секунд, при этом звучание трезвучий и их обращений, как правило, избегаются. Исполнение таких песнопений невероятно сложно, так как требует ювелирной координации голосов и предельно точного интонирования. Всё это во многом предопределило дальнейшую судьбу строчного многоголосия, и в начале XVIII века троестрочие прекратило своё существование.

IV.

С середины XVII века, через Польшу и Украину в Россию стала проникать европейская гармоническая музыка, её внешняя красота и доступность для восприятия находила всё больше поклонников, как в среде певчих, так и у сильных мира сего. В этот период ещё продолжают своё развитие традиционные для русского богослужения певческие стили: знаменный и путевой роспевы; троестрочие и демество; но с 40-х годов XVII столетия появляется гармоническое многоголосие нового типа: это так называемый ранний партес. Один из крупнейших учёных-медиевистов 2-й половины ХХ века Владимир Протопопов охарактеризовал ранний партес как "постоянное многоголосие". Своими свойствами оно имеет "одновременное пение с произнесением одного и того же текста всеми голосами, отсутствие пауз, непрерывное звучание всех голосов и единые цезуры соответственно цезурам текста".

Существенной особенностью раннего партеса является определённая преемственность по отношению к древним роспевам, в основном знаменному и путевому. Большинство раннепартесных песнопений представляют собой их гармонизации, а так же гармонизации появившихся уже в XVII столетии греческого и киевского роспевов. Хочется отметить ещё один важный момент: авторы раннепартесных песнопений выросли и были воспитаны в духе древнерусского богослужебного пения, и это сказалось на их понимании как психологии богослужения, так и музыкально-певческой эстетики. Благодаря этому, в гармониях раннепартесных песнопений сохранились присущие знаменному роспеву богослужебная строгость и чистота.

Было написано немало рукописей знаменного р-ва, где параллельно с крюковой строкой была строка нотная, и по таким рукописям певчие учились овладевать нотной грамотой. В наше время именно такие рукописи, называемые двоезнаменниками, послужили для нас ключом к расшифровке более ранних крюковых записей.

Григорий Жежель