Главная

Новости

История

MP3

Дискография

Программы

Фотогалерея

Ноты

Статьи

Партнеры

Контакты


English French German Italian Portuguese Russian Spanish


         


Русская духовная музыка XVII-XVIIIвв.

I.

XVII век для Русской культуры в целом и музыкальной в частности явился временем переломным, даже революционным. В этот период ещё продолжают своё развитие традиционные для Русского богослужения певческие стили: знаменный и путевой роспевы, а также сформировавшиеся в течении XVI века троестрочие и демество. Но с 40-х годов XVII столетия появляется многоголосие совершенно нового типа: это так называемый ранний партес. Ранний партес представляет собой гармонический стиль пения, первоначально 2-х - 3-х голосный, позднее - в основном 4-х голосный.

Партесный стиль проник в Россию через юго-западные рубежи, Польшу и затем Украину, претерпев при этом существенные изменения. Один из крупнейших учёных-медиевистов 2-й половины ХХ века Владимир Протопопов охарактеризовал ранний партес как "постоянное многоголосие". Своими свойствами оно имеет "одновременное пение с произнесением одного и того же текста всеми голосами, отсутствие пауз, непрерывное звучание всех голосов и единые цезуры соответственно цезурам текста".

Существенной особенностью раннего партеса является преемственность по отношению к древним роспевам, знаменному и путевому. Большинство раннепартесных песнопений представляют собой их гармонизации, а так же гармонизации появившихся уже в XVII столетии греческого и киевского роспевов. Хочется отметить ещё один важный момент: авторы раннепартесных песнопений (в большинстве своём безвестные) выросли и были воспитаны в духе древнерусского богослужебного пения, что не могло не сказаться на их понимании как психологии богослужения, так и музыкально-певческой эстетики. Благодаря этому, в гармониях раннепартесных песнопений сохранились присущие знаменному роспеву богослужебная строгость и чистота.

Со временем стилистика раннего многоголосия меняется - её гармонии, и мелодические обороты становятся всё более ориентированными на западноевропейскую эстетику. Появляются песнопения целиком авторские, т.е. уже не опирающиеся на традиционные роспевы.

В последней трети XVII века формируется и стремительно набирает популярность новый певческий жанр - партесный концерт. Партесный концерт (от латинского partis - партия), назван был так потому, что в отличие от унисонного русского пения его пели по партиям. Музыкальный стиль партесных концертов - барочный, с элементами полифонии. Количество голосов могло колебаться от 3-х до 48-ми, причём нормой становятся произведения на 12 голосов.

Партесные концерты XVII - 1-й четверти XVIIIвв. ориентированы в большей степени на польский стиль, концерты последующего периода попадают под сильное итальянское влияние.

II.

Теперь перейдём к другому жанру. Жанру, который, на наш взгляд, олицетворяет дух того времени - духовным кантам (от латинского "сanto" - петь). Духовный кант появляется в тоже время, что и партесный концерт, в последней трети XVII столетия. Он представляет собой, как правило, 3-х голосную куплетную песню духовного, или точнее, околобогослужебного содержания. Предназначались духовные канты для домашнего музицирования, и уже при царе Алексее Михайловиче получили широкое распространение. С 80-х годов XVII века появляются духовные канты и псальмы Польского происхождения. Их популярность была такова, что, по свидетельству одного из современников "мнози во всех странах Малыя, Белыя, Черныя и Червоныя России, паче же в Велицей России, в самом царствующем и богоспасаемом граде Москве, возлюбльше сладкое и согласное пение польския Псалтири, стиховно преложенныя; обыкоша тыя псалмы пети, речей убо или мало, или ничтоже знающе и точию о сладости пения увеселяющеся духовне". То есть пели по-польски, не понимая содержания и получая удовольствие исключительно от музыки.

Симеон Полоцкий польскую нотную псалтирь перевёл славянскими белыми стихами, но весьма неудачно, так что не все псалмы подходили под польские нотные напевы. На помощь этому пришёл певчий дьяк Василий Титов, который через "композицию" вновь положил на ноты псалтирь Полоцкого.

Приводим текст канта конца XVII века, автор которого неизвестен. Своеобразная витиеватость текста очень характерна для того времени. Также хочется отметить и широко распространённую в тот период не только в России, но и по всей Европе поэтическую особенность - причудливое смещение ударных слогов на место безударных - в угоду ритмическому построению музыкальной фразы (к примеру, текст известной песни "Солдатушки - бравы ребятушки и т.п.")


Боже, отринул еси всех нас низложивши,
И во гнев до конца, на ны разъяривши.
Но обаче всих Твоя суть щедроты,
Аще и зело вся земля за смуты.

Силою Твоею всю ея сотрясе,
И паки на первое подъемше вознесе.
Исцелил еси ей сокрушение,
Подвижа бо тоя основание.

Явил бо еси людем Твоим жестокая,
Напоил еси вином всех умиления.
Слезы нам присно точащеся бяху,
Яко реки из очес исхождаху.


Ещё один пример - кант святителю Николаю, текст которого во многом обыгрывает канонические тексты, посвящённые этому святому:


Мироточивых струй обильныя реки
Туне точит во вся ныне человеки,
Мир весь чудесами чудно удивляя,
Ликийский же остров светло просвещая.

Благовонный каплет целеб алавастром,
Росит всем желанным чистым благодарством.
Днесь сему приносим должно того дару,
Великий нам сей есть, миру же и Бару.

Архиерей, ибо словом пасет люди,
Николае честный, о нас слово буди.
Ему принесемо вместо мир драгих,
Мирны гласы в песнех, похвалах преблагих.


III.

Партесный стиль пения превалировал в русской певческой практике около 100 лет и к сер. XVIIIв. начал выходить из употребления. Богослужебное пение стало превращаться в музыку, написанную на богослужебные тексты. Для иностранных капельмейстеров - композиторов XVIII века славянский богослужебный текст выписывался латинскими буквами, и, не вникая в смысл текстов, они создавали на эти тексты свои концерты.

Первым появившимся в России итальянским композитором и капельмейстером был Арайя, приглашённый императрицей Анной Иоанновной в 1735 г. и руководивший придворно-музыкальной жизнью в течение 25 лет. С 1764 по 1768гг. придворным капельмейстером был известный в то время композитор Галуппи, который первым стал писать духовные концерты на славянские тексты в итальянском стиле. Позднее его должность занимает Сарти. В эти годы в Петербурге работают Мартини, Сальери, Чимароза, Паэзиелло, Карцелли и др. Прот. Дм. Разумовский пишет: "ни одно духовно-музыкальное произведение иностранных капельмейстеров не признавалось в своё время..." Несмотря на непонимание большинства современников, часто вполне обоснованное, иностранных композиторов упорно приглашали работать в России - просто в то время это было модно.

Но со временем духовно-музыкальное творчество начинает освобождаться от музыкальных традиций итальянской школы, и приобретает более национальные черты. Яркими фигурами в этот период являются М. Березовский (1745-1777), А. Ведель (1767-1808), С. Дехтерёв (1766-1813), С. Давыдов (1777-1825) и Д. Бортнянский (1752-1825)

Один из самых талантливых композиторов 2-й половины XVIII-го века - Максим Созонтович Березовский (1745-1777). Он родился в г. Глухове Черниговской губернии; образование получил в Киевской духовной академии. За свой красивый голос, при императрице Елизавете Петровне, был взят в певческую придворную капеллу, где обучался теории музыки. В 1765 году Березовский был направлен для дальнейшего совершенствования в Италию, в город Болонью, где успешно завершил своё композиторское образование под руководством известного теоретика, профессора Мартини. Примечательно, что в своё время у Мартини брал уроки Вольфганг Амадей Моцарт.

За свои музыкальные познания, талант и выдающиеся сочинения Березовский был избран почётным членом нескольких музыкальных академий Италии; в Болонской академии его имя было вырезано золотыми буквами на мраморной доске. В 1774 году Максим Березовский возвратился в Петербург, в надежде быть оцененным своими соотечественниками по достоинству. Но здесь, к несчастью, его ждала совсем другая судьба. Получив ничтожное место при капелле, преследуемый кознями и завистью врагов и случайных счастливцев судьбы, стеснённый нуждою и раздражаемый неудачами, Березовский дошёл до отчаяния, и в припадке сумасшествия наложил на себя руки.

Березовский написал немалое количество произведений, среди которых известны Литургия, Символ веры, причастны "Чашу спасения", "Творяй Ангелы", "В память вечную", "Во всю землю", а также ряд духовных концертов: "Слава в вышних Богу", "Не имамы иныя помощи", "Милость и суд воспою", и, самый известный из всех его сочинений - "Не отвержи мене во время старости". Несмотря на обучение в Италии, произведения Березовского носят на себе меньше, чем у некоторых его предшественников и современников, следов зависимости от Итальянской музыки, и во многих отношениях самостоятельны и самобытны.

В целом, эпоха XVII-XVIIIвв. явилась трудной и переломной в истории богослужебного пения в России. Искусственно насаждаемая иноземная музыка, гармонический стиль и светские концертные формы, чуждые русскому восприятию, нанесли богослужебному пению немалый урон. Светская же музыка, наоборот, расцвела пышным цветом на плодотворной почве русского таланта, что явилось залогом появления ярких фигур композиторов XIX-XX столетия.

Григорий Жежель